Азербайджанское кино.
Со дня своего создания Азербайджанское кино играет своеобразную роль в просвещении нашего народа, формировании эстетического вкуса, усилении национального чувства и патриотизма и увековечивает наши национально-духовные ценности и традиции.
В соответствии с Распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 31 января 2018 года “О праздновании 120-летия Азербайджанского кино” эта знаменательная дата отмечается мероприятиями во всех уголках нашей страны.
Азербайджанское кино, совпадающее с историей мирового кино, в первое время было беззвучным и черно-белым, а затем стало в цветном и звуковом формате. История Азербайджанского кино начинается с 1898 года. В том же году были сняты фильм “Народное гулянье в городском саду“, ”Рассвет на базарной улице“, ”Въезд поезда в железнодорожную станцию“, “Пожар на Биби-Эйбате" и другие. На Всемирной выставке Кино в Париже в 1900 году были представлены хроники “Пожар на Биби-Эйбате” и “Нефтяной фонтан на промысле Балаханы”. Хотя до 1935 года в Азербайджане снимались беззвучные фильмы, они были как документальными, так и художественными.
В 1916 году в Азербайджане был снят первый полнометражный художественный фильм по повести писателя Ибрагима Бека Мусабекова “В царстве нефти и миллионов” в жанре мелодрамы. Тем самым в нашей летописи открылась новая страница-заложена основа художественной съемки.
В связи с созданием Азербайджанской Народной Республики, отмечающей 100-летний юбилей, в 1919 году был снят полнометражный документальный фильм “Торжество по случаю годовщины независимости Азербайджана”.
Производство первого звукового кино в Азербайджане началось в 1935 году с художественного фильма “На берегу голубого моря". С появлением звукового кино расширились и творческие возможности документального кино. В 1936 году наш выдающийся писатель Ю.В.Чеменземинли перевёл советское кино «Чапаев» и этот фильм был озвучен на азербайджанском языке, который заложил основу дубляжа нашего кино.
Азербайджанское кино в годы Второй мировой войны.
За годы войны в Советском Союзе было снято 3,5 миллиона метров кинопленки, произведено 34 полнометражных, 67 короткометражных фильмов, 24 фронтовых выпуска, более 465 номеров киножурналов “Союзкиножурнал” и “Новости дня”. Немаловажен был и вклад азербайджанских кинематографистов в съемки всей этой кинохроники и фильмов.
В целом, более 40 творческих сотрудников Бакинской киностудии приняли участие в войне, часть из них вернулись с войны, продолжили свою любимую профессию, многие погибли или пропали без вести. Например, первый кинооператор Азербайджана Кямал Исмиханов пропал без вести. Сын видного композитора и общественного деятеля Муслима Магомаева Мухаммед Магомаев до войны работал художником на Бакинской киностудии. В 1935 году был одним из художников первого анимационного фильма - “Несчастье Аббаса”. Мухаммед Магомаев прошел в рядах армии до Берлина, был награжден орденом Отечественной войны II степени. Он погиб в возрасте 29 лет, спасая раненого товарища в одном из тяжелых сражений за 10 дней до победы.
Накануне и в период войны на Бакинской киностудии работало: в 1940 году - 360 человек, в 1941-1942 годах - 120 человек (в то время на киностудии одного человека заменяли трое), в 1943 году - 250 человек, в 1944 году - 300 человек.
Показ в 136 странах, перевод на 86 языков и прибыль 5 млрд рублей.
После выхода на экраны осенью 1945 года фильма “Аршин мал алан” в азербайджанском кино наметилась тенденция к жанру музыкальной комедии.
Показ фильма стал настоящим праздником искусства, название которого золотыми буквами вписано в историю Азербайджанского кино. Создатели фильма сделали все возможное, чтобы донести до зрителей человеческую идею, красоту и красочность мелодий комедии в этом ярком произведении, являющемся плодом идеи Узеира Гаджибейли. Самый большой успех фильма - его любимые на первый взгляд незабываемые образы. За два года после выхода на экраны фильм заработал 5 миллиардов рублей. Показ этого фильма на экранах не так-то легко удался. Так, "Аршин Мал Алан" был одним из любимых оперетт Сталина. Он смотрел спектакль еще в 1938 году в Москве во время декады Азербайджанского искусства. В то время партии Аскера исполнял Бюль-Бюль. По воспоминаниям Узеира бека, после просмотра фильма в честь деятелей искусства был устроен торжественный приём. Узеир бек сидел между Сталиным и Молотовым. Иосиф Виссарионович неожиданно наклоняется к композитору, поёт арию Аршин малчы и говорит: “Я знаком с этим произведением ещё с тех лет, когда жил в Тбилиси. Я помню, как вся Грузия пела сердечные песни комедии”.
“Аршин мал алан”, считающийся самым успешным фильмом национального кино Азербайджана, до сих пор демонстрировался в 136 странах и переведён на 86 языков.
В 1956 году в нашем кино произошло ещё одно качественное изменение - был снят первый цветной художественный фильм “Не та, так эта”. Экранизация этой комедии Узеира Гаджибейли также принесла славу национальному кино. Интересно, есть ли в мире такой фильм, который, как это экранное произведение, которое своими словами, выражениями запоминаются в памяти о словах, предложениях, становится запоминающимся каждой деталью! Фильм был показан в более чем 40 странах мира.
“На дальних берегах” - родные герои или “Михайло” в каждом.
В начале 50-х годов прошлого века повесть писателей Имрана Гасымова и Гасана Сеидбейли “На дальних берегах” за короткое время завоевала признание широкой читательской массы. Книга даёт обширные сведения читателям о легендарном подвиге сына героя нашего народа Мехди Гусейнзаде в годы Второй мировой войны, вдали от Родины, на побережье Адриатического моря, в интернациональной партизанской бригаде вокруг города Триест в качестве разведчика.
Этот век искусства, призвавший молодежь к героизму, защите родной страны, любви, стал настоящим событием в Азербайджанском кино после выхода на экраны в 1958 году.
Зрители с глубоким волнением и без оглядки наблюдают за тем, как наш соотечественник Михайло вместе с партизанским другом Вейсалом, приводя в ужас фашистов, выполняет самые сложные операции, и зрители с глубоким волнением следят за этими кадрами. “На дальних берегах” стало настоящей школой для героев Карабахской войны, с которой позже столкнётся наш народ.
Эпоха Возрождения Азербайджанского кино.
В первой половине 1970-1980-х годов Азербайджанское кино пережило эпоху Возрождения. Фильмы, созданные кинематографистами, сыграли важную роль в пропаганде национальных духовных ценностей, формировании национального сознания и воспитании молодого поколения. За эти годы были созданы фильмы, составляющие незабываемые страницы нашей летописи, актуальные темы и мастерство, входящие в золотой фонд нашей культуры. Всего было снято 110 художественных, 500 документальных и научно-массовых, а также 44 мультипликационных фильма. В те годы были сняты такие художественные фильмы, как “В одном южном городе“, ”Наш Джабиш муаллим“, ”Неукратимая Кура“, ”Шарикли чорек“, ”Дервиш взрывает Париж“, ”Семеро сыновей моих“, “Последний перевал“, ”Насими“, ”Деде Горгуд“, ”Бабек“, “Низами " и другие. Эти фильмы, принесшие новшества в искусство с точки зрения содержания и жанра, еще больше приблизили кино к народу. Наличие в азербайджанском кино большого количества фильмов, рассказывающих о жизни различных профессий и деятелей искусства, возвращающих себе историческую память, является показателем яркости темы нашего экранного искусства. Жанровое разнообразие художественного кино воплотилось в военных, историко-героических, музыкальных комедиях, детективах, приключениях, психологических, гротескных, социальных памфлетах, сказках и других жанрах.
Государственная забота о развитии Азербайджанского кино.
Особое внимание в годы независимости национальному кино связано с именем великого лидера Гейдара Алиева. Эта важная сфера искусства, столкнувшаяся с угрозой уничтожения в 90-е годы прошлого века, вступила в новый этап развития с возвращением к власти Великого Лидера в 1993 году. Законом Азербайджанской Республики “О кинематографии” от 19 августа 1998 года была сформирована правовая база государственного кинематографа в современной независимой республике. А в 1996 году с созданием Государственного Фонда кино Азербайджана была обеспечена защита фильмов.
Ежегодно 2 августа отмечается День азербайджанского кино – профессиональный праздник киноработников. Этот праздник подарил киноработникам, любителям кино, всему нашему народу Великий Лидер. Соответствующее распоряжение, подписанное общенациональным лидером 18 декабря 2000 года, было выгравировано золотыми буквами в истории Азербайджанского кино.
Сегодня под руководством Президента Ильхама Алиева проводится важная работа для развития национального киноискусства. Распоряжения главы государства от 23 февраля 2007 года “О развитии Азербайджанского кино” и от 4 августа 2008 года “Об утверждении Государственной программы развития азербайджанского кино на 2008-2018 годы” являются документами исторического значения. Таким образом, в нашей стране укреплена материально-техническая база киностудий, снимаются новые фильмы, наше киноискусство вступило в современный этап развития.
Наши фильмы, которые участвуют за последние
годы в более 50 международных фестивалях.
Более двадцати пяти лет Азербайджанское кино создает произведения эпохи независимости, без какой-либо цензуры пытается воплотить в жизнь свои реалии. За это время в Азербайджане было снято 60 художественных фильмов. 40 из них-продукция “Азербайджанфильма". В большинстве этих фильмов кинематографисты еще больше приближают кино к реальной жизни, вымышленные герои заменены людьми, которые делают правильные и неправильные шаги, обладающими реальными хорошими и плохими, позитивными и отрицательными, сильными и слабыми характеристиками: “Убийство в ночном поезде”, “День убийства”, “Газальхан”, “7 дней после убийства”, “Призыв”, “И визит, и торговля” “Гостиничная комната “и т.д.
На киностудии “Азербайджанфильм” им. Дж. Джаббарлы были сняты фильмы на Карабахскую тему. Один из них - “Призыв”. Два документальных фильма - “Дети войны” и “Мы вернёмся” - посвящены Ходжалинскому геноциду. Незаменима роль таких фильмов, как “Град“, ”Вершина борьбы " и другие в патриотическом воспитании молодого поколения. Фильм "Набат" является ценным экранным произведением с точки зрения доведения до мира Карабахских реалий.
Фильмы на актуальные темы производства киностудии "Азербайджанфильм" за последние годы приняли участие в более чем 50 международных кинофестивалях, довели азербайджанские реалии до мировой кино-аудитории и удостоились престижных наград. Директор киностудии Мушфиг Хатамов сказал: “Государственная программа развития Азербайджанского кино на 2008-2018 годы " заложила основу для реализации ряда важных проектов. При поддержке Министерства Культуры проводятся системные реформы. В то же время, для успешного развития киноиндустрии Азербайджана, система правового регулирования должна быть усовершенствована в соответствии с требованиями периода. С этой целью мы подготовили и представили в Милли Меджлис новый законопроект ”О кинематографии". Мы не довольны с участием за последние годы на более чем 70 фестивалях, с успехами показываемых нами фильмов в 58 странах, мы думаем о реализации более крупных проектов”.
Все эти факты еще раз свидетельствуют о том, что Азербайджанское кино, еще больше увеличив свои достижения за 120-летний исторический период в последующие десятилетия, внесет свой вклад в признание нашей страны в более широкой географии, доведение до человечества Карабахских реалий.