Азербайджанский Культурный Центр имени Гейдара Алиева при посольстве Азербайджана в Узбекистане Азербайджанский Культурный Центр имени Гейдара Алиева при посольстве Азербайджана в Узбекистане Герб Азербайджана и Узбекистана
На главную Написать нам Карта сайта
Az   |   Рус

Известные азербайджанцы в Узбекистане.

Сеид Рза Ализаде

Сеид Рза Ализаде - родился в 1887 году в семье ковроткача, проживающего в Самарканде. Семья переехала сюда из Азербайджана. Несмотря на то, что в те годы трудно было выезжать куда-то, семья не теряла связь с родными местами. И поэтому, после совершеннолетия Сеид Рза неоднократно ездил в Азербайджан, здесь он познакомился с литературной средой, встречался с поэтами и родственниками. Эти встречи послужили ему создать литературный мост между Туркестаном и Азербайджаном.

Начальное образование Сеид Рза получил в махаллинской школе, а затем учился в медресе. Благодаря своему таланту и усердию, он выучил узбекский, фарсидский, арабский, английский, немецкий, французский, итальянский, курдский, таджикский, русский, армянский языки.

Он стал одним из лидеров революционного движения новаторов. Использовал свой орган печати для просвещения народа, для пробуждения его ото сна невежества. В газетах и журналах, которые печатались и в Туркестане, и на Кавказе, и в Индии, были изданы сотни статей и стихов. В 1906 году, приехав на Кавказ, он встретился с великим сатириком Мирза Алекпер Сабиром. Сеид Рза посылал свои произведения под псевдонимом «Бахлул», «Нештар», «Занбур», «Ранджбар», «Шапалаг», «С. Р. Самарганди» в газеты и журналы «Иршад», «Игбал», «Молла Насреддин», которые издавались на Кавказе на тюркском языке, также он старался распространить эти газеты и журналы в Самарканде. По инициативе Сеида Рзы Ализаде в Самарканде в 1907 году открылась школа нового типа «Хайат», а в 1908 году – школа «Йени хайат». Гафур Гулам во время пребывания в 30 годах в Баку в интервью, данное им газете «Коммунист», сказал, что я начальное образование получил в школе города Самарканда, которая была открыта азербайджанцами. А в мир поэзии пришёл под воздействием Гусей Джавида и Мирзы Алекпер Сабира. Когда М. А. Сабир был болен, Ализаде приехал в Шемаха. В 1910 году, собрав деньги с друзьями по перу, Махмуд Бехбуди, Гаджи Муин, Исмаил Ахундов, Молла Халим Каримов, Ахмед Гаджи Абдурасул оглы и другие, посылает больному Сабиру для лечения. А в 1911 году интеллигенция Самарканда, услыхав о кончине великого поэта Сабира, 40 дней держали траур.

Молодой просветитель, который преподавал в школе нового типа и составлял программу обучения, не прекращал связь с издательством.

Для просветительских газет и журналов «Самарканд», «Новый Самарканд», «Овози таджик», которые издавались в Самарканде, писал статьи. В 1910 году Махмуд Бехбу взял его на должность ответственного секретаря журнала «Айна», редактором которого был сам. Сеид Рза, который прошёл опыт издателя в журнале «Айна», потом начал издавать газету «Шарг». В 1916 году открыл газету «Телеграфные новости». А в 1919 году был назначен на должность редактора журнала «Свет революции». За короткое время этот журнал превратился в один из самых популярных журналов с большим тиражом, которую читали не только в Туркестане, но и в Азербайджане, Турции, Иране, Индии и в арабских странах. К сожалению, в 1922 году издание этого журнала приостановился.

Сеид Рза Ализаде по материнской линии был родственником Узеира Гаджибейли и, приезжая в Баку, он встречался с великим композитором, говорил, что его работы могут оказать сильное влияние на Туркестан и подчёркивает важность оказания помощи Туркестану. Он и при встрече с композитором, и в письмах писал, что развитие азербайджанской литературы и культуры в Самарканде будет способствовать культурному развитию народов региона.

В результате усилий Сеида Рзы Ализаде в 1918 году в Самарканде были поставлены оперы «Лейли и Меджнун» , «Асли и Керем» Узеира Гаджибейли, также его музыкальные комедии «Аршын мал алан», «О олмасын, бу олсун». Сеид Рза в этих спектаклях играет различные роли.

После установления Советской Власти для пропаганды советской идеологии повысили внимание к образованию. Открыли школы, газеты и журналы на языках малочисленных народов. Также изменили алфавит, чтобы разделить друг от друга турецко- мусульманские народы.

Сеид Рза Ализаде , используя возможности, созданные Советской властью, пытается обучить народ. На таджикский язык переводит произведения Пушкина, Гоголя, Шолохова и американского писателя Эльтона Синглера, а произведения Бартольта «Общая история Туркестана и Европы» переводит на персидский язык.

Знание множество языков, богатый педагогический опыт делает в регионе его известным среди узбеков, таджиков, казахов и киргизов.

Ему заказывают учебники не только для узбеков и таджиков, но и для фарсов, проживающие в Туркестане. Он за короткий срок для общеобразовательных школ пишет учебники «Азбука», «География», «История», «Математика», «Геометрия», «Астрономия», «Грамматика арабского языка». Он выпускает грамматику таджикского языка, русско-таджикский словарь в двух томах.

Сеид Рза Ализаде пишет и издаёт религиозные книги «Асри-саадат», «Маданийати-Ислам», и другие, которые используются как учебники не только в Туркестане, но и в Иране, Афганистане, Пакистане, в Индии и в других странах. В данное время в библиотеке города Лахос Пакистана хранятся 33 книг С. Р. Ализаде. 20 из этих произведений переводы, а 13 книг оригиналы.

Советские учебные заведения также извлекают пользу из его педагогических навыков. Известные узбекские поэты Гафур Гулам, Хамид Алимджан, Уткир Рашид, академик Вахид Абдуллаев и другие известные личности неоднократно отмечали, что гордятся тем, что Сеид Рза Ализаде был их учителем.

Принимая во внимание знания и педагогические навыки Сеида Рзы Ализаде, в 1933 году его приглашают преподавать в Самаркандский Государственный Университет имени Алишира Наваи. До 1937 года он преподавал в Университете арабский и персидский языки.

В 1937 году в Самарканде, как и во всех местах Советского Союза, начинаются массовые аресты. Сеид Рзу арестовывают как «антисоветского пропагандиста», «английского шпиона». После длительного расследования его исследовательские документы посылают в суд. Происходит неожиданное событие для суда того времени. Областной суд Самарканда не найдя в деятельности Сеида Рзы Ализаде уголовного преступления, отправляет его на повторное расследование. При повторном допросе обратно не нашли в деятельности Сеида Рзы уголовного преступления и его исследовательские документы три раза возвращаются исследователю. Даже Верховный Суд Республики Узбекистан посчитал, что преступление С. Р. Ализаде неадекватно. Поскольку у них не хватило смелости освободить его, они послали исследовательские документы в Москву. Большинство арестованных, сидевшие вместе с С. Р. Ализадой, после короткого допроса расстреляли «как врагов народа», были приговорены к пожизненному заключению или были заключены в тюрьму сроком на 8-10 лет, а допрос Сеида Рзы продолжался четыре года. Не найдя никаких доказательств, не признавая никаких преступлений, 16 сентября 1941 года Сеида Рзу Ализаде приговорили к 5 годам тюремного заключения. Его послали в тюрьму города Владимира, где были в заключении государственные и политические деятели, зарубежные дипломаты. 4 февраля 1943 года срок заключения заканчивается. Но считая освобождение Сеида Рзы Ализаде опасным, решили без суда и следствия задержать его в тюрьме «как опасного человека» до окончания войны.

Сеид Рза написал более 400 жалобных заявлений о несправедливом аресте, но не одно из них не было рассмотрено.

С. Р. Ализаде, находясь в тюрьме, продолжает просветительскую деятельность. Он обучал не только заключённых, но и надзирателей и руководителей тюрьмы. Глава Владимирской тюрьмы, по национальности еврей, в своих воспоминаниях писал, что, как устроен мир, политзаключённый Сеид Рза Ализаде, по национальности азербайджанец, научил меня родному языку – ивриту.

Проведя 8 лет жизни в заключение, часто находясь в одиночной камере, Сеид Рза Ализаде 11 сентября 1944 года переводится в 32 камеру – в следственный изолятор и 24 декабря 1945 года в возрасте 58 лет умирает от туберкулёза.

В 1957 году, как и все жертвы репрессии, С. Р. Ализаде был оправдан. В 1987 году с большим трудом его внук Фархад перевозит тело своего дедушки из кладбища для заключённых города Владимира в Самарканд и хоронит на кладбище «Пенджаб». В Самарканде именем Сеида Рзы Ализаде названа улица и махалла, перед зданием средней школы № 14 стоит его бюст.


Максуд Шейхзаде

Максуд Шейхзаде – родился в 1908 году в районном центре Агдаш бывшей Елизаветпольской провинции (Гянджа) в семье фельдшера Масима Шихиева, который был родом из села Салахлы Газаха.

В 1901 году его отец Масим окончил в Тбилиси фельдшерскую школу и в 1928 году Московский Медицинский институт по специальности терапевта. Одновременно он был любителем литературы. Может быть, и поэтому Максуд Шейхзаде с раннего возраста полюбил литературу. Первым учителем Максуда Шейхзаде был Мухтар Эфендизаде. Максуду Шейхзаде, который был известен во всех литературных учебниках как «узбекский писатель и поэт», было 12 лет, когда Азербайджан в 1918 году приобрёл независимость. Он унаследовал от отца любовь к тюркизму и писал стихи с чувством независимости.

В будущем эта любовь принесёт ему больше изгнания, пыток, чем счастье.

Когда он учился в школе, которую открыл отец в Агдаше, этот город посетил Нариман Нариманов. Отличник школы Максуд выходит на трибуну читать стихотворение. Эти стихи очень понравились Нариманову. Потом три из этих стихотворений Нариманов издал 21 декабря 1921 года в газете «Коммунист». После некоторого времени Максуд Шейхзаде из Агдаша едет в Баку. В то время в Бакинской Педагогической школе преподавали два любимых педагога – Гусейн Джавид и Абдулла Шаиг. Максуд учится у них любви к Родине, нации, литературе, узнаёт настоящее лицо тюркизма. В будущем, проживая в Узбекистане, когда пишет произведение «Мирза Улугбек», он говорит о влиянии на него Гусейн Джавида.

По окончании школы его посылают в Дербенд. Там он преподает и сочиняет стихи. В газетах издаются его стихи «Азад даглар гызына», «Шейх Шамил», «Бу ахшам», и «Сахилда». Проживая в Дарбенде, он часто ездил в Баку. Также учится в Бакинском Педагогическом Институте и знакомится с поэтами Маяковским, Назимом Хикметом. 1927 год можно считать началом мрачных годов Максуда Шейхзаде. Максуда Шейхзаде можно считать одним из активных участников дискуссий о вступлении Дагестана в состав Советского Союза. В скором времени он был задержан палачами Сталина и арестован с клеймом националист. Затем был выслан из страны. Максуду Шейхзаде запрещается выезжать в Крым и на Кавказ, отец посылает его в столицу Узбекистана город Ташкент.

Максуд Шейхзаде собирает вокруг себя единомышленников и продолжает борьбу. Максуд Шейхзаде некоторое время работает в газетах «Золотой Узбекистан», «Восточная истина», и «Ленинчи», в 1938 году вновь занимается педагогической деятельностью, Он преподаёт в Ташкентском Педагогическом Институте. Самые лучшие свои произведения он пишет в Ташкенте. Его произведения «Третья книга», «Республика», «Джалаледдин Менгуберди» были изданы на узбекском и тюркском языках, в 1952 году Максуд Шейхзаде был вновь арестован по обвинению в национализме. Ташкентский суд приговорил его к 25 годам тюремного заключения и посылает его в Сибирь.

После смерти Сталина мать Максуда Шейхзаде Фатма ханум направляет письмо в Президиум Верховного Совета СССР о помиловании сына. В 1954 году Максуд был освобождён. Но Ташкент не был прежним. Все его друзья отдалились от него, никто с ним не здоровается, даже делают всё возможное, чтобы в газетах и журналах не публиковались его произведения. После знаменитой речи Хрущова, положение меняется и Максуд Шейхзаде, как в былые времена, начинает появляться в литературной сфере. Он с большой радостью пишет произведение «Ташкентнаме». После публикации это произведение вызывает большой резонанс.

В 1958 году налаживает отношения с турецкими поэтами и писателями Назимом Хикметом, Азиз Несином, Мелихом Джевдет Андаем, которые присутствовали на Конгрессе Писателей Азии и Африки в Ташкенте.

Максуд Шейхзаде до 1967 года, до смерти, пишет о своей тоске по родине, о любви к ней и этим старается утешить себя. Его книги издаются на узбекском и тюркском языках. Экранизируется произведение «Мирза Улугбек». Произведения Максуда Шейхзаде в последний раз были изданы в шести томах в 1971-1974 годах.



Алиев Эйнулла Дадаш оглы

Алиев Эйнулла Дадаш оглы – родился 12 июня 1937 года, в посёлке Билгях, что недалеко от Баку. В 1957 году c красным дипломом окончил Бакинское Государственное Училище им. Азим-заде.
С 1960 -1966 гг. учился в Ташкентском Государственном Театрально-Художественном Институте им. Островского (ныне ТГИИ им. М. Уйгура) на скульптурном отделении художественного факультета. Был направлен в г. Самарканд, где проработал всю свою жизнь. С 1968 г. являлся членом Академии Художеств Узбекистана.
С 1969 – 1986 гг. – председатель Самаркандской организации Академии Художеств Узбекистана. Помимо общественной работы, создавал творческие произведения, список которых очень велик:
-памятник «Файзулле Ходжаеву» на территории Республиканской больницы г. Самарканда (кованая медь 1972 год),
-памятник «Мирзо Улугбеку» в Самаркандской области (железо, бетон),
- памятник «Самаркандия» или «Мархамат» в Хатырчинском районе Самаркандской области (6 метров, мраморная крошка, 1971-1972 гг.),
-памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в колхозе «Правда» Нарпайского района.
-памятник в виде 25 – ти портретов, посвящённый воинам – интернационалистам, погибшим в Афганистане, (бронза 1989 –1990 гг.)
-памятник «Скорбящая мать» в г. Дашнабад Сурхандарьи. (железо, бетон 1988 г.)
Одним из крупнейших произведений Эйнуллы Алиева - памятник Алишеру Навои в г. Ташкентие (бронза, 7 метров), приуроченный к 550 летнему юбилею поэта, открытие которого состоялось 1 сентября 1991 года. Кроме этого ещё 3 памятника А.Навои были установлены в Катта-Кургане (железо, бетон, 4 метра в 1991г.) и 2 памятника в Самаркандской области Пайарыкского района (тонированный бетон, 4,5 метра 1992 г.), и в Акдарьинском районе (1998 г.)
Отметим, что множество его произведений находятся в Государственном Музее Искусств города Ташкента и в Дирекции выставок и панорам Министерства культуры Узбекистана, а также в музеях искусств других городов Узбекистана.
Одна из великолепных скульптур Эйнуллы Алиева, бронзовый портрет девушки «Айсель», было приобретено Третьяковской Галереей города Москвы.
В 1969 – 70 гг. Алиев Э.Д. с коллегами выполняет монументальное художественное оформление банкетного зала, вестибюля и внутреннего дворика гостиницы «Самарканд» в городе Самарканде(чеканка по кованой меди) и также оформление гостиницы «Бухара» в городе Бухаре.
В 1977 году им было выполнено оформление станции Ташкентского метрополитена «Мирзо Улугбек» чеканками из кованной меди и в 1984 году станции «Чкаловская».
На протяжении всего творческого пути Эйнулла Алиев принимал участие на художественных выставках Ташкента, Самарканда, Баку, Москвы, Алма-Аты, а также за рубежом в галерее Хельсинки, Вашингтона, Хьюстона, Сан-Франциско, Питтсбурга.
15 мая 2001 года сердце Алиева Эйнуллы Дадаш оглы остановилось, но его прекрасные произведения продолжают жить и радовать зрителей.
27 сентября 2010 года в зале здания Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева при Посольстве Азербайджана в Узбекистане была организована персональная выставка скульптурных работ Эйнуллы Алиева, приуроченная к открытию вышеназванного Центра, которую посетил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Эйнулла Алиев внёс большой вклад в национальное и культурное достояние Республики Узбекистан, что является показателем нерушимой дружбы между братскими народами.



Юсиф Мазаир оглу Гусейнов

Юсиф Мазаир оглу Гусейнов – родился в 1945 году в городе Баку. Уже с шести лет проявлял интерес к картинкам, красочным рисункам и мама стала покупать для маленького Юсифа карандаши, краски, кисточки для рисования.

После окончания 7 классов школы, с 1962-1970 годы учился в Бакинском Художественном Училище им. А. Азим-заде, которое закончил с отличием. После службы в армии, в 1973 году поступил в Ташкентский театрально-художественный институт им. Островского по специальности художник театра и кино. Здесь же в Ташкенте встретил свою любовь, создал семью. Ташкент стал для него родным городом.

В 1979 году был приглашён на киностудию «Узбекфильм». Его работы - это фильмы «Али Баба и 40 разбойников», «Чужая пятёрка», «В Багдаде всё спокойно», и другие.

С 1981 по 1983 годы Ю.Гусейнов работал преподавателем в Архитектурно-строительном институте на кафедре рисунка и живописи и с 1982 года являлся членом союза художников Узбекистана.

В дальнейшем, будучи художником – постановщиком в молодёжном театре «Ильхом», ( 1985 – 1987 гг), который во многом определил поэтику творчества художника и многогранность образов его картин, он сотрудничал с известными режиссёрами, актёрами, художниками среди которых У. Назаров, Г.Бром, Дж. Файзиев и другие талантливые личности. За несколько лет сотрудничества с театром, он принял участие в создании таких легендарный спектаклей, как «Магомед, Мамед, Мамиш», «Маскарабоз», «Монумент», «Прощай овраг» и др.

С1989 по 1993 годы работал главным художником Экспериментального творческого объединения «ЭМХО» и художником-постановщиком на киностудии «Ирисфильм».

В 2002 году в Ташкенте в Центральном Выставочном зале Академии художеств Узбекистана прошла первая персональная выставка работ 57 летнего Юсифа Гусейнова. Для многих эта выставка стала открытием этого художника.

Важным этапом жизни художника была педагогическая деятельность в качестве преподавателя в Республиканском художественном колледже, (1994-2006 гг) которая показала, что он любил повседневную кропотливую работу, ценил повседневный труд за то, что это давало ему возможность тесно общаться со студентами. Здесь в мастерской сохранилось большое количество холстов, рисунков, эскизов декораций.

Он много писал, но не часто участвовал в больших выставках. Герои его полотен –прекрасные танцовщицы, музыканты, сцены из театральной жизни. Его живопись, посвящённая балету, вдохновенна и загадочна.

Юсиф Гусейнов ушёл из жизни в 2006 – ом году.

Работы, облик, поступки и всё, что мы именуем художник Юсиф Гусейнов – явление яркое, самобытное и одновременно таинственное, способное вызывать сильные чувства. Природа наделила Юсифа Гусейнова яркой внешностью и глубоким содержанием. Сила и слабость, мужественность и нежность, суровость и лиризм, проницательность и непосредственность, красное, белое и золотое! Всё это сосуществует в этом гигантском пространстве, которое мы знаем под именем – Юсиф Гусейнов.

Возможно, у художника было много планов и проектов, которые он не успел воплотить, но он успел самое главное – остаться в нашей памяти Человеком и Художником с большой буквы.

4 марта 2016 года по проекту Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева при Посольстве Азербайджана в Узбекистане у здания, где проживал известный азербайджанец, действительный член Академии Художеств Узбекистана, известный художник, деятель кино и театра Юсиф Гусейнов, состоялось открытие барельефа.

Отметим, что в 1980-2006 годах Юсиф Гусейнов проживал по адресу: город Ташкент, Юнусабадский район, 14 квартал, дом №1.

Барельеф художника был подготовлен в связи с его 70-летним юбилеем по заказу Азербайджанского культурного центра имени Гейдара Алиева в Ташкенте. Автором барельефа является известный скульптор Узбекистана, профессор Марина Бородинова.

Созданные художником многочисленные произведения и сегодня любимы и высоко оценены в Узбекистане.

Как и многие азербайджанцы, которые внесли большой вклад в культуру и искусство Узбекистана, своей деятельностью, творчество Юсифа Гусейнова укрепило дружеские отношения между двумя народами.

По сведениям Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева в 2016 году в Юнусабадском районе города Ташкента на здании №1 известному азербайджанскому художнику, действительному члену Академии Художеств Узбекстана Юсифу Гусейнову установлена мемориальная доска и в Азербайджанском Культурном Центре состоялось открытие персональной выставки художника.



Ихтияр Рза

Азербайджанцы, проживающие в Узбекистане, всегда активно участвовали в общественной и культурной жизни этой страны и их деятельность служила еще большему укреплению дружеских отношений между двумя странами.

Так, живущий в Узбекистане известный азербайджанский писатель Ихтияр Рза, оставил после себя большое поэтическое наследие.

Ихтияр Рза родился 25 июля 1935 года в районе Джалилабад Азербайджанской Республики.

В молодые годы он работал в нефтяной сфере рабочим, занимался бурением скважин. В 1953-1954 годы служил в рядах Советской армии. В 1963 году приехал в город Ташкент Узбекистана и прожил здесь всю жизнь.

В 1964 году поступил в Ташкентский Государственный Университет на факультет Узбекской литературы, который успешно закончил в 1969 году. Затем с 1974 по 1975 годы работал диспетчером на киностудии «Узбекфильм», а с 1975 по 1987 годы работал председателем в Хамзинском райисполкоме города Ташкента.

Начал свою художественную деятельность в Узбекистане, первая книга его стихов была опубликована в 1979 году. В своём творчестве поэт продолжал поэтические традиции известных поэтов и писателей - Чолпана, Миртемира, Максуда Шейхзаде. Доминирующей темой его произведений была любовь к Родине , к матери, к родному очагу и автор создавал произведения в своём неповторимом стиле.

В творчестве поэта нашли отражения темы свободы, счастья человека. Стали популярными и любимыми его произведения «Родина», «Туркестан – Родина моя», «Мой край», «Ты моя» и другие.

Ихтияр Рза вёл активную общественную жизнь, часто встречался с молодёжью в школах и институтах, где говорил с ними о таких чувствах, как дружба и любовь к Родине, принимал участие в мероприятиях Азербайджанской диаспоры в Узбекистане.

Необходимо отметить, что в своих выступлениях он рассказывал о проводимой Советской империей политике, направленной против интеллигенции Азербайджанского и Узбекского народов и воспевал стремление наших народов к свободе, независимости.

Известный азербайджанский поэт Ихтияр Рза ушёл из жизни 13 ноября 2012 года. Похорен на Яккасарайском кладбище в городе Ташкенте.

Член Союза Писателей Узбекистана проживал в Учтепинском районе города Ташкента, в 22-ом квартале дома №11.

В 2016 году по проекту Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева в Узбекистане на доме, где проживал известный поэт, член Союза Писателей Узбекистана, было открытие мемориальной доски.

На церемонии открытия принимали участие сотрудники Азербайджанского Культурного Центра, сотрудники Посольства, члены Азербайджанской диаспоры в Ташкенте, члены общества дружбы Узбекистан-Азербайджан, близкие и родственники поэта, представители прессы.

В 2017-ом году, в созданном по заказу Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева документальном фильме под названием «Узы дружбы», было отведено место творчеству поэта, где нашли отражение его стихи.

Отметим, что барельеф Ихтияра Рзы, выполненный по заказу Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева, изготовила доцент Архитектурного и Проектного института Узбекистана, известный скульптор Марина Бородинова.



Айдын Алибекович Азимбеков

Айдын Алибекович Азимбеков - выдающийся государственный деятель Азербайджана и Узбекистана, первый Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджанской Республики в Республике Узбекистан, также аккредитованный в других республиках Центральной Азии.
1996-2004-ых годах занимал должность посла Азербайджанской Республики в Республике Узбекистан.
На его долю выпали нечеловеческие условия жизни, но он сумел выжить, выстоять и утвердить себя в жизни.
Родился в городе Нахичевань в 1932 году. В 30-ые годы прошлого столетия неповинные люди вынуждены были покинуть родной очаг, свой дом, свою Родину и оказаться на чужбине, далеко от привычных мест, пытаться выживать на голодной земле, иногда без еды и без крова над головой.
Было очень тяжёлое время, но Айдын сумел преодолеть эти трудные дни и окончил сельскую школу с золотой медалью.
Азербайджанец Айдын Алибекович Азимбеков высоко поднял имя своего народа. Его знали и уважали по всей Средней Азии.
После окончания в 1957 году Ташкентского Института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства трудился на производстве. Его трудовая деятельность началась с должности механика автомобильного предприятия. Начиная с первых шагов работы в автомобильном транспорте, он глубоко изучил эту отрасль народного хозяйства, вник в экономику, промышленность. Перенявший мощь отцовского характера и силу его ума, с1964 по 1974 годы был сначала инженером, а потом начальником крупнейшего транспортного хозяйства, где организовал мастерские и подобрал высококвалифицированных специалистов.
С 1974 по 1977 годыявлялся завотделом Сырдарьинского обкома Узбекской ССР.1977 - 1986 годызанимал должность секретаря Коммунистической партии Сырдарьинского обкома Узбекской ССР.
Активная, добросовестная работа была высоко оценена руководством Республики Узбекистан и он был выдвинут на пост министра автомобильного транспорта Узбекистана.В 1986 -1988 годы занимал должность министра Автотранспорта Узбекской ССР.
Вернувшись на родину, откуда когда–то был изгнан на верную гибель, стал Чрезвычайным и Полномочным Послом независимого Узбекистана.
Азербайджанец Айдын Алибекович Азимбеков высоко поднял имя своего народа. Его знали и уважали по всей Средней Азии. Таким образом, 19 лет проработал в системе автомобильного транспорта Узбекистана. Активная, добросовестная работа была высоко оценена руководством республики Узбекистан и он был выдвинут на пост министра автомобильного транспорта Узбекистана.
С 1986 – по 1996 годы занимал общественные посты в Кабинете Министров Республики Узбекистан.
В сложный советский период своей деятельности, он не прерывал исторических связей с Родиной. Благодаря безупречному труду на благо Республики Узбекистан,он, будучи патриотом, заслужил внимание Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева.
Именно Гейдар Алиев, общенациональный лидер Азербайджанского народа, предложил Айдыну Азимбекову занять пост посла Азербайджанской Республики в Республике Узбекистан. Так в 1996 году он стал Чрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджана в Узбекистане. Так сбылась заветная мечта Айдына Алибекоглы - служить своей родине–родному Азербайджану. Необходимо отметить, что его заслуга в том, что были решены такие вопросы как:
- открытие в Ташкенте нового здания посольства Азербайджана.
- присвоение одной из улиц города Ташкента имени Гейдара Алиева;
- установление бюста общенационального лидераАзербайджана Гейдара Алиева в ПосольствеАзербайджана.

- открытие «Дома Азербайджана» в Ташкенте;
- установление бюста Низами Гянджеви перед зданием Ташкентского Государственного Педагогического Университета, носящего имя этого великого поэта и мыслителя.
Айдына Алибекович был порядочным, ответственным, добросовестным человеком.
Основной задачей посла Айдына Азимбекова в его дипломатической деятельности было освещение корней армяно-азербайджанского противостояния и разоблачение агрессора.
Айдын Азимбеков сделал очень многое, чтобы в Азербайджане ещё больше узнали об Узбекском народе, его богатой и неповторимой культуре, обычаях, традициях.
За развитие и углубление дружеских связей между Азербайджаном и Узбекистаном руководство Узбекистанa наградило посла Азербайджана А. А. Азимбекова орденом Дружбы народов Узбекистана. Этот факт красноречиво говорит о признании его личных заслуг.
Айдын Азимбеков ушёл из жизни 20 ноября 2012 года в столице Азербайджана городе Баку.
Память об этом замечательном человеке навсегда останется в наших сердцах.



Сафаров Фирудин Саттар оглы

Сафаров Фирудин Саттар оглы – родился 1 августа 1933 года в городе Баку.

Получил образование в Азербайджанской Государственной Консерватории по ударным инструментам. С 1953 по 1964 год работал в Азербайджанском Государственном Симфоническом Оркестре имени Узеира Гаджибекова под руководством великого дирижёра маэстро Низами. В 1968 году окончил режиссёрский факультет музыкального театра Ленинградской Государственной Консерватории имени Римский-Корсакова.

В 1968 году начинает свою деятельность как режиссёр-постановщик в Азербайджанском Государственном Академическом Театре Оперы и Балета и в скором времени талантливый режиссёр за короткое время смог показать, что обладает высокими творческими возможностями и глубокими сценическими чувствами. Он дал постановку многим оперным спектаклям, в театральном мире он завоевал репутацию талантливого режиссёра. Фирудуну Сафарову было поручено подготовка почти 40 мероприятий государственного уровня, которые проходили в нашей Республике.

В период Советского Союза, известный в стране своими интересными работами, режиссёр в 1977 году был приглашён в Ташкентский Академический Большой Театр Оперы и Балета имени А. Наваи.

Ф. Сафаров до сегодняшнего дня успешно трудится в театре на должности главного режиссёра. За эти годы проделал интересную работу по постановке более 60-ти оперных спектаклей, в том числе опер П. И. Чайковского «Пиковая дама», «Иоланта», Г. Донесетти «Шербет любви», Дж. Верди «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», Дж. Россини «Севильский цирюльник», С. Прокофьева «Пламенный ангел» и других спектаклей.

Он был художественным руководителем и режиссёром- постановщиком массовых праздничных мероприятий в Узбекистане, среди творческих людей достойно представлял Азербайджан.

Фирудин Сафаров, занимаясь творчеством вне страны, в Азербайджанском Государственном Академическом Театре Оперы и Балета давал постановку операм Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун», «Кёроглу», опере современного турецкого композитора Невит Кодалла «Ван Гог» и великого азербайджанского композитора Васифа Адыгёзалова «Натаван».

Мастер искусства имеет большие заслуги в подготовке профессиональных кадров. Он долгие годы проводит плодотворную работу на факультете оперной подготовки Ташкентской Государственной Консерватории. Многие молодые вокалисты свои первые шаги сделали именно с помощью этого режиссёра, проявили свои таланты на большой сцене. Фирудин Сафаров с 2002 года является профессором Ташкентской Государственной Консерватории.

В 1981 году за постановку оперы А. Петрова «Пётр Первый» был удостоен Государственной награды Узбекистана.

Он в 1986 году был удостоен почётного звания Народного Артиста Республики Узбекистан, а в 1992 году – Азербайджанской Республики.



Гударлы Шовкет Мири гызы

Гударлы Шовкет Мири гызы – заслуженный диктор Узбекистана. Долгие годы вела передачи на персидском языке по Государственному Радио Узбекистана.

Гударлы Шовкет долгие годы была диктором Государственного Радио Узбекистана. Она скончалась в 2015 году.



Алиева Кёкеб Мири гызы

Алиева Кёкеб Мири гызы - руководитель ансамбля «Азербайджан гызлары» Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева.
Большую часть жизни Заслуженная Артистка Азербайджана К. Алиева посвятила пропаганде Азербайджанской музыки и танца в Узбекистане.
Известная в Узбекистане Азербайджанская танцовщица, сегодня является преподавателем кружка танца и руководителем ансамбля «Азербайджан гызлары» Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева.
Кокяб Алиева родилась 20 сентября 1935 года. Её родители переехали из посёлка Ходжалы региона Карабах Азербайджана в Иран в город Мешхед, затем оттуда в Узбекистан.
С 1989 года она трудилась в Азербайджанской диаспоре, в созданных ею кружках обучала Узбекских детей и подростков сотням наших национальных танцев. Руководимый ею ансамбль «Азербайджан гызлары» выступает на Государственных мероприятиях Узбекистана, на международных фестивалях, различных других мероприятиях, пропагандируя музыку и танцы Азербайджана. Оказывая своим трудом поддержку более чем 40 тысячам Азербайджанцев, не забывать свои обычаи, традиции, богатое музыкальное наследие, сохраняя наши национальные танцы и оберегая их от присвоения другими народами. Своей деятельностью она прививала любовь жителей Узбекистана, представителей разных национальностей к нашей национальной музыкальной культуре.
Необходимо отметить, что деятельность Кокяб Алиевой высоко оценена в Узбекистане, она многократно награждалась почётными грамотами и орденами.
В проходящих в Узбекистане на высоком уровне различных мероприятиях регулярно выступает ансамбль «Азербайджан гызлары».
На организованных по проекту Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева мероприятиях, посвящённых искусству, культуре и музыке Азербайджана, проходящих в крупных городах Узбекистана Самарканде, Фергане, Черваке и других выступление ансамбля «Азербайджан гызлары» всегда вызывает овации и восторг местных зрителей.
Учитывая заслуги К. Алиевой, в 2007 году Президент Азербайджана Ильхам Алиев удостоил её звания Заслуженной артистки Азербайджана.
Общественная деятельность Кокяб Алиевой также заслуживает внимания. Она является сопредседателем Благотворительного Фонда «Мехрижон». Этот фонд проводит многочисленные мероприятия в поддержке детей сирот, среди которых есть и азербайджанские дети. К. Алиева привлекает к сотрудничеству для помощи детям, бизнесменов и предпринимателей, с которыми налаживаются отношения с целью помощи детским домам и проведения блапготворительных мероприятий.
Большие заслуги принадлежат К. Алиевой в формировании диаспорской организации, членом правления которой она является. Информация о ней содержится в книге «Азербайджанцы мира».
В 2016 году за многолетниюю деятельность в сфере культуры и укрепления дружбы между народами Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев наградил Кокяб Алиеву орденом «Дружбы»
В 2017 году на основании презентации со стороны Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева в Узбекистане, художественный руководитель ансамбля «Азербайджан гызлары», заслуженная артистка Азербайджана Кокяб Алиева была удостоена нагрудного знака-Почётный работник культуры Республики Азербайджан.



Azərbaycan xalqının ümummilli lideri Heydər Əliyev Azərbaycan Respublikasının Prezidenti Azərbaycan Respublikasının Xarici İşlər Nazirliyi Azərbaycan Respublikasının Mədəniyyət və Turizm Nazirliyi Azərbaycan Respublikasının Özbəkistan Respublikasındakı Səfirliyi Azərbaycana aid portal
© © 2013 - 2018 Азербайджанский Культурный Центр имени Гейдара Алиева при посольстве Азербайджана в Узбекистане
Узбекистан, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Гейдара Алиева 9
Тел.: (+99871) 293 53 56; (+99871) 293 52 89
E-mail: culcenter.az@gmail.com
Студия Progint