Сегодня в Азербайджане День Национальной Музыки.
18 сентября – день рождения основоположника современного профессионального музыкального искусства Азербайджана Узеира Гаджибейли в нашей стране отмечается как День национальной музыки.
День рождения выдающегося композитора также знаменателен открытием Международного музыкального фестиваля, посвященного Узеиру Гаджибейли.
Организованный Фондом Гейдара Алиева и Министерством культуры, ежегодно объявляется открытым в этот день сентября и продолжается 10 дней.
Ожидается, что в этом году в фестивале примут участие известные музыкальные коллективы из США, России, Китая, Турции, Италии, Узбекистана, Беларуси, Болгарии, Украины и Грузии.
Среди них государственный симфонический оркестр Чукурова (Турция), китайский филармонический оркестр Silk Road, Сергей Ролдугин, Хатия Буниатишвили, Алена Баева, Мирослав Култышев, Сергей Догадин, Филипп Копачевский, Величка Йочева, а также народные артисты Азербайджана Рауф Абдуллаев, Ульвия Гаджибекова, Егяна Ахундова, Фахраддин Керимов, Мурад Адыгезалзаде, Мурад Гусейнов, заслуженный артист Азербайджана Эюб Гулиев, а также Мустафа Мехмандаров и другие. В рамках фестиваля планируется проведение около 40 мероприятий.
Узеир Гаджибейли-композитор, ученый, писатель, публицист, общественный и политический деятель. Именно благодаря его самоотверженному труду история азербайджанского национального оперного искусства началась с оперы “Лейли и Меджнун” 111 лет назад. Первым дирижером оперы был Абдуррахим бек Ахвердиев, режиссер Гусейн Араблинский, Гусейнгулу Сарабский исполнил роль Меджнуна, а помощник повара Абдуррахим Фараджев выступил в роли Лейли. Первый спектакль был показан 12 января 1908 года (25 января) в Баку в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева.
«Лейли и Меджнун», написанная по мотивам одноименной поэмы гениального азербайджанского поэта Мухаммеда Физули, является первой оперой не только в Азербайджане, но и на Востоке. История оперы древнего Востока началась именно с этого дня. После успеха этой оперы Узеир бека, одна за другой последовали также национальные оперы – «Шейх Санан» (1909), «Рустам и Сохраб» (1910), «Шах Аббас и Хуршидбану», «Асли и Керем» (1912), «Харун и Лейла» (1915).
Кульминацией творчества Узеира Гаджибейли стала опера «Кероглу». Опера «Кероглу» является одним из ярких образцов не только азербайджанской культуры, но и занимает достойно место в ряду мировых опер. Опера «Кероглу» неоднократно шла на московской сцене и восхищала зрителей в театрах оперы и балета бывших советских республик.
Незавершенной осталась опера Узеира Гаджибейли «Фируза». Особенно примечательна среди музыкальных отрывков этой оперы, подготовленной на основе народных легенд, ария «Фирузы», основанная на народных традициях. Возможно, поэтому на протяжении многих лет ее исполняют певцы.
Создание первой оперетты на Востоке также связано с именем Узеира Гаджибейли. Первой музыкальной комедией гениального композитора является трехактная комедия «Муж и жена». Это произведение является первым образцом музыкальной комедии в Азербайджане. Первая постановка произведения состоялась в 1910 году. В ролях выступили Г.Сарабский (Мерджан бек), А.Агдамский (Миннет ханым) и другие.
Второй музыкальной комедией автора является комедия «Не та, так эта». Первая демонстрация произведения состоялась в апреле 1911 года в Баку. Затем музыкальная комедия была переведена на различные языки и поставлена на сцене.
Третьей и последней музыкальной комедией бессмертного композитора стала «Аршин мал алан». Эта оперетта переведена на около 70 различных языков, поставлена на сцене более 100 театров. «Аршин мал алан» была экранизирована пять раз, неоднократно была записана на граммофонные пластинки. На основе этой музыкальной комедии впервые в 1916 году был снят «немой» художественный фильм.
Творческое наследие Узеира Гаджибейли очень богатое и разнообразное. Незабвенная личность, всю свою жизнь он служил азербайджанской культуре, музыке, перевел в ноты более 300 популярных песен, создал кантаты, фантазии, песни и романсы, камерные и хоровые произведения. Интересно, что гимны как Азербайджанской Демократической Республики, так и советского Азербайджана, а также современный гимн после восстановления независимости принадлежат выдающемуся композитору.
Узеир Гаджибейли не только сочинял музыку, но и был автором различных учебных пособий. Научная работа «Основы азербайджанской народной музыки», опубликованная в 1945 году, как память о его совершенной деятельности в качестве ученого-музыковеда, и сегодня широко используется в качестве учебника. Он – настоящий гений, добившийся коренного поворота в азербайджанской музыке. Узеир Гаджибейли, имя которого сегодня мы вспоминаем с безграничной гордостью, наряду с тем, что заложил основу новых путей развития в истории азербайджанской музыкальной культуры, а также национальной композиторской школы, также является создателем первой оперы, первой музыкальной комедии и первых образцов в ряде других жанров в истории азербайджанской музыки. Его светлая память будет вечно жить в сердце азербайджанского народа.
18.09.2019