Азербайджанский Культурный Центр имени Гейдара Алиева при посольстве Азербайджана в Узбекистане Азербайджанский Культурный Центр имени Гейдара Алиева при посольстве Азербайджана в Узбекистане Герб Азербайджана и Узбекистана
На главную Написать нам Карта сайта
Az |   Рус
Культурное наследие Азербайджана
 

Народные танцы Азербайджана

Народные танцы являются частью культуры любой страны. Именно в национальных танцах можно проследить исторические события народа: его взлёты и падения. К тому же, в танце как нельзя лучше отражается характер людей, их темперамент.
Многие азербайджанские танцы, особенно старинные, носят названия животных или растений: «джейрани» - газель, «лалэ» - полевой мак, «бяновше» - фиалка, «иннаби» - плод фруктового дерева.
Танцы обычно исполняются под аккомпанемент народных инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кяманча).
Мужской азербайджанский танец определяет техника ног. Так, танцовщик с лёгкостью встаёт на пальцы (как это делается в танце «Казахи»), стремительно опускается на колено, подпрыгивает. Тут очень важна физическая подготовка. Из наиболее распространённых мужских танцев можно отметить «Джанги», «Гайтаги», «Ханчобаны».
По характеру азербайджанские народные танцы бывают медленно- лирическими («Тураджи», «Узундере») или радостно-оживлёнными («Терекеме»), а также торжественно-величавыми («Мирзеи»), зажигательными («Гайтаги», «Аскерани»).
Один из самых популярных азербайджанских танцев – «Узундере». Словосочетание «узун дере».в переводе с азербайджанского означает «длинное ущелье». Зародился этот старинный танец в Карабахе, в местности Узундере. Танец исполняется как на свадьбах, так и на других праздничных мероприятиях в основном женщинами.
Другой популярный танец – «Яллы» и его разновидности – «Кёчари», «Учаяг», «Телло» - исполняется как жизнерадостная круговая пляска на торжествах.  

 Кёчари – это один из разновидностей танца Яллы. Азербайджанское значение слова «кёчари» - это не находящийся на одном месте, означает -часто меняющий место.
 Этот фактор и в танце показывает себя, танцующие, держась за пояса друг друга, водят хоровод. Танец ритмичный, в основном сопровождается под звуки балабана и нагары. Кёчари танцуют в ритме 2/4.
От того, что «Кёчари» является видом «Яллы», и история создания насчитывается с историей  создания «Яллы». Доказано, что история обрядового танца «Яллы» относится к V-тысячелетию до нашей эры.
История создания наскальных изображений в Гобустане относится к эпохе верхнего Палеолита среднего каменного века. Эти наскальные изображения впервые были найдены в 1939 году и первые исследовательские работы были проведены заслуженным научным деятелем Исхагом Джафарзаде. Коллекция наскальных изображений Гобустана были найдены на открытых местностях гор Боюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаш, Язылытапа, Шонгар и Шыхгая.
В одном из изображений в центре скалы изображён маленький круг с символами пламени и солнца, а вокруг гравированы изображения танцующих людей с поднятыми руками. Танец «Кёчари» широко распространён в Нахичевани.
На территории Азербайджана до Исламской религии, на надгробных камнях изображались «каменный баран» и «каменная лошадь». Могилы с «каменными баранами» наименовались огузскими могилами. Значение слова «коч-гоч» без сомнения тюркского происхождения.
Все формы слова «кёч» на азербайджанском, турецком, туркменском и других тюркских языках носят одинаковое значение: переехать с одного места на другое; кочевая семья или племя; высылка, изгнание, переселение, уход из жизни – смерть; отправление невесты в дом жениха.
Танец «Кёчари» в Азербайджане один из видов древнего танца «Яллы», даже в Гобустане, которая считается самым древним памятником истории Азербайджана и относятся к периоду Мезолит, который охватывает 12-8 тысячелетия до нашей эры, имеются наскальные изображения танца «Яллы».
        
Яллы – азербайджанский народный танец, являющийся одним из самых распространённых культовых хороводных сельских танцев. Различными видами танца «Яллы» считаются «Кочари», «Учаяг», «Тело», «Тензэрэ», «Галадангалая».
 Яллы исполняется как жизнерадостная круговая пляска, часто в сопровождении хорового пения. Исполнители держатся за руки или за плечи друг друга и совершают синхронные ритмические движения, поднимая и опуская руки. Среди групп танцующих есть ведущий (муршид), движения которого повторяет весь коллектив, и который вправе «наказать» того или иного участника за ошибку  в исполнении, заставить его во время танца взять в руки или в рот какой-нибудь предмет «палку, башмак, ленту», поднять на плечо барана и т.п.

Узундара или Узундере – народный женский сольный танец, часто исполняющийся на свадьбах Азербайджана. Распространён по всему Азербайджану и Закавказью. В прошлом – обрядовый танец.
Зародился в Карабахе Азербайджана, в местности Узундере («длинное ущелье»), находящийся в Агдамском районе между Агдамом и селом Карванд Азербайджана. Была танцем невесты, которую перед свадьбой проводили через это ущелье.
Изначально был связан со свадебным обрядом, во время которого исполнялся невестой, символизируя её прощанье с родительским домом. В настоящее время утратил своё обрядовое значение и является одним из популярнейших женских танцев Азербайджана.
Мелодия этого танца использована азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым в песне «Как бы стар я ни был» («Мэн нэ гэдэр,нэ гэдэр годжа олсам да») в музыкальной комедии «Не та, так эта.».

Вагзалы – «Вагзалы» занимает особое место среди народных танцев Азербайджана. Танец «Вагзалы» в народе принят в основном как «музыка для невесты». Мелодия этого танца нежна и лирична. Сам танец невольно пробуждает у человека хрупкие, нежные чувства и состоит из плавных элементов.
Если исследовать историю создания «Вагзалы», то само название подтверждает старинность этого танца.
Как известно, в XVI веке местожительством большого племени карагоюнлу был Азербайджан. В истории как в наследство от них осталось выражение «боль Карабаха». Впоследствии эта мелодия разделилась на две части с названиями «Аста Карабагы» и «Вагзалы». С конца XIX века эта музыка переименовалась на «Вагзалы», и это было связано с проведением железнодорожного пути в Азербайджане. В прошлом этот танец на свадьбах сопровождался факелами и стрельбой из оружия до свадебного дома и до занавески новобрачной. И сейчас мелодия этого танца является символом азербайджанской свадьбы.
В прошлом музыка «Вагзалы» исполнялась на зурне и балабане. Позже, когда в азербайджанскую музыку вошли и другие инструменты, эта мелодия стала звучать и на этих инструментах.

Мирзейи – один из древних танцев Азербайджана. Его музыка очень схожа с танцем «Вагзалы», отличительная черта в том, что она более спокойная и тихая. Входит в репертуар не только музыкантов Азербайджана, но и музыкантов Южного Кавказа.
По названию видно, что эта музыка создана примерно в 1860-1870 годах Карабахским мастером нея Мирзой. В репертуарах известных народных танцоров этот танец вечно занимает своё достойное место.
Автор создал мелодию этого танца на инструменте ней, но она и на таре и зурне звучит очень красиво. Часто этот танец исполняется мужчинами и женщинами на торжествах и на свадьбах.
В оперетте Узеира Гаджибекова «О олмасын, бу олсун» (1911) в четвёртой сцене, на свадьбе Мешади Ибад, собирая шабаш (деньги), исполняет этот танец.

Ханчобаны – азербайджанский национальный танец. Ханчобаны – наименование племени, проживающее в XVII – XVIII в. в Ширванском регионе Азербайджана. Этот танец, названный в их честь, свойственно их духу.  «Ханчобаны», созданный примерно в конце XVIII века,  исполняется в темпе, страстно, очень подвижно, мелодичными движениями. Его танцуют только мужчины.

Тураджы – старинный народный женский танец. Танец «Тураджы» выделяется лирической и нежной мелодией и исполняется женщинами.
Этот танец примерно относится к началу XIX века и посвящается красивой степной птице – турадж. Широко распространён по всему Азербайджану. Танец напоминает как бы полёт птицы. В Нахичевани об этом танце существует легенда. У Карабахского хана Наджафгулу была очень красивая танцовщица, хан высоко ценил её красоту и талант. Однажды на свадьбе сына хана эта танцовщица  очень нежно и красиво продемонстрировала чудеса танцевального искусства. Восхищённый этим зрелищем хан громко говорит: «Ты танцуешь как турадж». И с тех пор этот танец именуется «Тураджы». Созданный в Нахичеванском Институте Педагогов фольклорный танцевальный ансамбль девушек носит имя старинного танца «Тураджы», посвящённый красивой степной птице.

Джанги – национальный военный танец. Имеется посёлок по имени Джанги. Занги были древними Огузскими племенами: топонимы «Зангилан», «Зангибасар» Азербайджана связаны этими племенами.
«Джанги» выражает воинственную походку, призывает к битве. История создания «Джанги» очень старинна, На территории Азербайджана имеется посёлок с наименованием Джанги: в Шамахинском районе (сейчас территория Гобустанского района).
 «Джанги» звучит на соревнованиях пехлеванов и на скачках. Входит в группу музыкальных произведений как «Гайтагы», «Халай».
Закономерно он исполняется группой музыкантов, играющих на зурне.
В дастане «Кёроглы» большое место уделено мелодии «Джанги»: Джанги Кёроглы, Мисри Кёроглы.
Впервые Узеир Гаджибеков включил эту мелодию в свою оперу «Кёроглы», затем и другие композиторы использовали её (Солтан Гаджибеков, Агшин Ализаде, Сулейман Алескеров и др.). Во время второй Мировой  войны в виде музыкальных пьес были созданы разные мелодии «Джанги».

Таракама – азербайджанский ритмический танец. «Таракама» один из танцев кочующих скотоводов, исполняемые ими на праздниках и свадьбах. Эту музыку использовали в своих произведениях многие композиторы Азербайджана и композиторы зарубежных стран.
Таракама наименование племени, которое с очень древних времён обосновалось в Азербайджане. Этот танец создали сами скотоводы-кочевники.  «Таракама», имея одинаковую мелодию, существует в двух вариантах и сейчас очень популярна во всех районах Азербайджана. Она существует в репертуарах профессиональных и любительских танцевальных ансамблей.

«Хейвагюлю» или танец «Агабек» - национальный танец. Этот народный танец красиво звучит на чёрной зурне. Относится к сольным танцам. В народе он наименуется как танец «Агабек».

«Иннабы» – один из известных женских танцев Азербайджана. «Иннабы» является азербайджанским свадебным танцем, как форма танца он образовался в домах богатых женщин. Традиционно его исполняли две танцовщицы-гости. В Баку  «Иннабы» танцевали только женщины, во многих районах его исполняли и мужчины, и женщины. 
Предполагается, что танец «Иннабы» создал талантливый народный музыкант, бакинец-тарзан Тати. На самом деле этот народный танец был создан в начале XIX в. (примерно в 1902году), а Тати, просто поработав над ним, подготовил. В сопровождение тара, каманчи и нагары мелодия этого танца ещё более изящна и танец построен на основе ряда застенчивых, нежных и плавных движений. Движения протекают в различных направлениях, по кругу, также прямо.

«Гайтагы» - национальный мужской танец Азербайджана.  Очень вероятно, что связана со словом «гайтаг». Известные композиторы Азербайджана Саид Рустамов и Тофик Кулиев на основе мотива народного танца сочинили новую мелодию «Гайтагы». Музыка «Гайтагы», сочинённая Тофиком Кулиевым, звучала как музыка к фильму «Ахмед харададыр?». 

 «Шалахо» или «Шалагой» - танцуют в Азербайджане и в Грузии. Этот танец – самый любимый мужской танец азербайджанцев. Его всегда танцуют с большим желанием. Танцуя, исполнители должны показать своё мастерство и способность.

Танец «Налбаки» - первая постановка этого танца была проделана народным артистом СССР, известным танцором Алибаба Абдуллаевым. Впервые танец «Налбаки» в 1971 году станцевала танцовщица Зита Бабазаде в составе Азербайджанского Государственного Ансамбля Песни и Танца имени Фикрета Амирова. Затем исполнительницей этого танца была талантливая, народная артистка Азербайджанской ССР Афаг Меликова. Она отметила, что с философской точки зрения танец «Налбаки» демонстрирует сцену подготовки невесты к свадьбе. Афаг Меликова сообщила: «Например, у нас традиция, что на церемонии «Хынайахты» молодые девушки собираются вокруг невесты, танцуют. В танце «Налбаки» показывается примерно эта сцена. Девушки со стаканами и блюдцами в руках танцуют для невесты».

«Сары гялин» - Азербайджанская народная песня. Эта песня распространена среди тюрков, проживающие в Азербайджанской Республике, в Иране, Ираке и Турции.
Существуют различные версии об этимологии азербайджанской песни «Сары гялин». Исторические источники показывают, что огузы ещё более в этой интонации распространили музыкальную культуру и со временем песня сформировалась и дошла до наших дней.
 В те времена, когда приходили сваты, они обращались не к 35-летней матери девушки, а к убеленной  сединой бабушке. По этому в песне были строки «сени манна вермазлар, ай ненен олсюн, Сары гялин» (если тебя не отдадут мне, то пусть умрёт твоя бабушка).
По одной из версий слово «Сары» (Жёлтый) не подразумевает под собой оттенок цвета, это выражение – намёк на тонкие струны души. Таким образом, слово «Сары» имеет и переносное значение.
 В поддержку последней версии приводится сура Корана «Багара» (Корова), в которой есть аят о «Воскресшей жёлтой корове». Здесь слово «Сары» связывают с именем святой Фатимы Зохры, которая собрала вокруг себя чистых, целомудрых женщин, и этот цвет был их объединяющим символом. Таким образом, можно предположить, что и песня «Сары гялин» посвящена чистоте и благородству слабого пола.
Свою версию выдвинул руководитель научно-исследовательской лаборатории Азербайджанской Национальной Консерватории Аббасгулу Наджафзаде. Он пишет, что автором музыки и стихотворения «Сары гялин» является государственный деятель, поэт XVI века, полководец Шах Исмаил Хатаи. Он отметил, что Шах Исмаил Хатаи во дворце обратил внимание на танец одной девушки, одетой в жёлтое, и под впечатлением её искусства создал это произведение.
После песни «Сары гялин», как продолжение, была создана другая песня схожая по тексту и значению – это «Апарды селляр Сараны».
Через некоторое время, после создания песни «Апарды селляр Сараны», создаётся яллы «Сары гялин».
В конце XIXвека в Нахичеване и Муганской зоне Азербайджана появляется танцевальная музыка по той же теме.
По существу танец «Яллы» напоминает музыку и танцы племени йуг и называется «Сары гялин».
Специалисты пишут, что по народным традициям в культовых народных танцах типа «Яллы» слово «сары» - это искажённая форма собственного имени «Сара». По другому, «сары» уподобленный способ варианта имени Сара.

 

 
  Общая информация
  Государственные символы
  Культура Азербайджана
  Государственные праздники
  Карты Азербайджана
  Президент Азербайджана
  Конфликт Нагорного Карабаха
  Ходжалинский геноцид
  Культурное наследие Азербайджана
Азербайджан — страна огней
Общенациональный
лидер Азербайджана
Гейдар Алиев
Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев
$('#s3').cycle({fx: 'zoom',
sync:0, delay: -4000 });
Два братских государства Азербайджан и Узбекистан
Два братских государства Азербайджан и Узбекистан Два братских государства Азербайджан и Узбекистан Два братских государства Азербайджан и Узбекистан Два братских государства Азербайджан и Узбекистан
$('#s4').cycle({fx: 'scrollDown', 
sync: 0, delay: -2000});
Известные азербайджанцы
в Узбекистане
Известные азербайджанцы в Узбекистане Известные азербайджанцы в Узбекистане Известные азербайджанцы в Узбекистане Известные азербайджанцы в Узбекистане Известные азербайджанцы в Узбекистане
$('#s6').cycle({fx: 'zoom',
sync:0, delay: -4000 });
Культурное наследие Азербайджана
Культурное наследие Азербайджана Культурное наследие Азербайджана Культурное наследие Азербайджана Культурное наследие Азербайджана Культурное наследие Азербайджана Культурное наследие Азербайджана
$('#s7').cycle({fx: 'scrollDown', 
sync: 0, delay: -3000});
 
Туризм в Азербайджане
 
Образование в Азербайджане
 
Республиканский Азербайджанский
Национальный
Культурный Центр
 
Агрессия Армении против Азербайджана
Агрессия Армении против Азербайджана Агрессия Армении против Азербайджана Агрессия Армении против Азербайджана Агрессия Армении против Азербайджана Агрессия Армении против Азербайджана
$('#s5').cycle({fx: 'zoom',
sync:0, delay: -4000 });
 
Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев Президент Республики Азербайджан Министерство Иностранных Дел Республики Азербайджан Министерство Культуры и Туризма Республики Азербайджан Посольство Азербайджанской Республики в Республике Узбекистан Азербайджанский информационный портал
© Азербайджанский Культурный Центр имени
Гейдара Алиева при посольстве Азербайджана в Узбекистане
Узбекистан, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Гейдара Алиева 9
Тел.: (+99871) 293 53 56; (+99871) 293 52 89
E-mail: culcenter.az@gmail.com
Студия Genesis